acherny (acherny) wrote in bolshoe_kino,
acherny
acherny
bolshoe_kino

Солнечный Удар Н. Михалкова

Оригинал взят у acherny в Солнечный Удар Н. Михалкова
Фильм Никиты Михалкова "Солнечный Удар" - одно из наиболее выдающихся явлений новой русской культуры, глубокое и великолепно переданное осмысление русской истории, завершающее вековую рефлексию петербургской эпохи, и проекцирующее ее переживание в современность. Пожалуй, ни одно другое явление художественного творчества после распада советской гармонии, кроме балабановского "Брата" не достигает такой цельности, и не имеет таких далеко идущих последствий, как этот фильм Михалкова. По своему значению и качеству "Солнечный удар" стоит на одной доске с "Тихим Доном" Шолохова и наследием Русского Зарубежья, сочетая филигранную эстетическую отточку с экзистенциальной глубиной. Фильм стал вершиной михалковского творчества, будучи подготовлен всей предыдущей сложной и напряженной работы режиссера.

Ранние картины Михалкова, конечно, уже в полной мере были работами крупного мастера, но по большому счету являлись если не подражанием, то творчеством в рамках уже сформированной традиции, традиции, правда, наиболее почтенной среди всех возможных - русской классической литературы. Проблематика, решения, средства - в первую очередь выработаны из материалов русской классики. "Пять вечеров" - первый гениальный фильм Михалкова, созданный, правда, скудными библейскими средствами не художника, а хирурга, разрезающего, будто скальпелем, очерствевшие части души, в результате чего они напояются токами очищения. "Утомленные солнцем", отмечены масштабной художественной работой также, в целом, в рамках русской классической традиции. Тем не менее ужас перед тоталитарным левиафаном обыгрывался так часто и нарочито, что в какой-либо среднесрочной неконъюнктурной перспективе не способен вызвать каких-либо серьезных эмоциальных переживаний, несмотря на обилие применяемых средств. "Сибирский цирюльник", несмотря на странную фабулу, стал михалковской школой по реконструкции гармонического начала на основе эстетических наработок Русского Зарубежья (в первую очередь, Шмелева, Бунина и Куприна). "Утомленные солнцем-2", стали безусловным художественным прорывом, хотя и с экспериментальным оттенком, они продемонстрировали новую для русского кино оптику, сфокусированную на эстетически совершенных деталях и моментах, призванных передавать ощущения и настраивать подсознание вне рамок традиционного сюжета. В литературной сфере это напоминает Пруста, Бунина и Набокова, в кинематографе - 1960е годы. Тем не менее, "Утомленные солнцем" оказались мало совместимы с представлениями коллективного бессознательного о Войне, с суровой и жизнеутверждающей гармонией сталинской эпохи, отложившейся в народной памяти в виде ассоциаций с ВОВ.

"Солнечный удар" стал итогом михалковского поиска, соединением новой художественности с ранним стремлением к катарсическому эффекту. Фильм не имеет ничего общего ни с "Солнечным ударом", ни с "Окаянными днями" Бунина. Первый рассказ - это яркое ностальгическое переживание о любовной истории, второе произведение - дневник апокалипсиса и ненависти. У Бунина в принципе нигде нет той проблематики и глубины, которая пронизывает фильм Михалкова, бунинское творчество по большому счету совсем о другом.

При этом, "Солнечный удар" конечно, совсем не есть ностальгический стон о России, которую потеряли. Наоборот, Михалков наносит полемичеси заостренный, но пожалуй смертельный приговор петербургской эпохе, в частности человеку сформированному той культурной традицией. Конкретно безжалостный удар наносится по Толстому и толстовству, по бездеятельному равнодушию (по сути, предательству под видом высокой морали), отдающим "чужим" на убийства и поругание свой внутренний рай; по Бунину и вообще духу Серебряного века, не видевшим и не хотевшим видеть в погоне за летящим шарфиком кровавую поступь "чужих"; по либерализму, маскирующему малодушие и попытку ухода от борьбы, холопски поклоняющемуся "общественному мнению", а затем и грубой силе и закономерно приходящему к предательству, доносам и убийству; по восторженным юношам; казачкам-бодрячкам; слабым циникам и близоруким морализаторам. В лице малоприятного охваченного ненавистью ротмистра Михалков также видимо хотел показать тупиковость пути неприримых белогвардейцев, которым хоть с чертом, но против большевиков (намекая что не там надо искать решение), однако, странным делом художественная правда произведения делает его резонером - именно он произносит те слова и мысли, которые логически следуют как из ткани повествования, так и из возникающего шлейфа исторических ассоциаций. Вся эта бесплодная омертвелая группа людей постоянно чем то занята, но не в состоянии сделать ничего, что может предотвратить ее гибель. Темные краски, серые лица, невозможность изменений будто довершают сходство с загробным состоянием, они мертвы с самого начала фильма. Этот мир противопоставляется энергичной и осмысленной деятельности "чужих", не знающей сомнений, жалости или погони за миражами.

Образы, краски, реплики, диалоги, звуки накладываются слоями, постепенно усиливаясь, они задействуют каждый свою нервную кнопку, разрастаясь в сложнейшую и тончайшую мистерию в духе Скрябина. К концу они достигают такого полифонического полнозвучия, что дают практически гипнотический эффект. Нужно сказать что художественная сила "Солнечного удара" такова, что воспринимается не только как метафора конкретной российской истории, но и как аллегория человеческой жизни в целом. Тонущая баржа с криками чаек, пароходным гудком и удаляющимся голосом Егория - образ смерти, как погружения во тьму, само погружение - логически закономерный итог отказа от борьбы за спасение, до самого конца... Фильм порождает после себя эсхатологический ужас, не утрированием кафкианских штампов и мрачных гипербол, а страшным ответом на заглавный вопрос фильма "Когда же это произошло". Погружение баржи открывает глаза на то, что отказ от борьбы под любым предлогом постоянно приближает гибель и делает ее неотвратимой. В вечности же остается самое страшное наказание - осознание того, что спасение было всецело возможно и полностью в твоих руках...

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments