fenix_xx (fenix_xx) wrote in bolshoe_kino,
fenix_xx
fenix_xx
bolshoe_kino

Интерселлар (Interstellar) - своевременный разговор о Любви.

Рецепт популярности нового блокбастера крайне прост. Один из лучших режиссёров современности Кристофер Нолан у руля картины и Мэттью МакКонахи, недавно вполне справедливо уделавший самого ДиКаприо в оскароносной гонке, в главной роли.

Рассказывать о фильмах Нолана обычно непросто. Всегда разрываешься между актёрской игрой, спецэффектами, самой историей и заложенным в неё смыслом, не зная, с чего начать. Но в данном случае всё вполне однозначно - История и Смысл превыше всего.

Фильм начинает с демонстрации постапокалиптической реальности, в которой всё вывернута наизнанку. Мир, где не нужны инженеры, а требуются только фермеры. Высокие технологии и стремление к звёздам поменяно на потребность в еде.

В других фильмах от апокалипсиса как раз спасают высокие технологии. Здесь же создатели проводят наш разум по иному пути. Люди приспосабливаются, отказываясь от надежды перебороть конец света. Каждодневные потребности заслонили мечты и великие свершения. Хотя человек, по сути, рождён для того, чтобы пройти путём Бога и решить все божественные задачи (вплоть до остановки конца света), в этом фильме люди в большинстве своём выбирают путь животных. Работа на земле и еда вместо высоких идей, ради которых можно пожертвовать всем вплоть до жизни, и их реализации.

"Раньше мы смотрели в небо и искали там, теперь смотрим под ноги и роемся в этой грязи" (с)

В результате у создателей получается интересный и крайне необычный подход к апокалипсису и его последствиям с учётом общества потребления, поставившего физиологические потребности выше мечты и веры в чудеса. Для мира, в котором мы живём сегодня, это актуально, потому что общество, которое нас окружает в большинстве своём встретит беду именно так, отказываясь от великого в пользу насущного.

Способность решать сверхзадачи в существенной степени утрачена (о чём я неоднократно писал) и даже к великим подвигам прошлого отношение у многих весьма скептическое. Сегодня на каждому углу вам, не стесняясь, расскажут, что надобно было не бороться и, превозмогая всё, побеждать, а сдаться на милость Гитлеру, чтобы теперь пить Баварское пиво и ездить по Автобанам.

Вот и в фильме люди забыли о том, что голод по новым великим свершениям страшнее обычного голода и в большинстве своём действуют полностью сообразно этому. За счёт этого и рождается первая важная мысль, заложенная в фильм.

За исключением некоторых шероховатостей в фильме отлично построены диалоги. Почти в каждом (как в собранных из коротких реплик, так и в длинных монологах) заложена любопытная, философская мысль, на которую многие либо уже неоднократно думали, либо хотели бы подумать. Создатели вообще, как видно, пытались очень много заложить в фильм и отчасти в этом преуспели, поэтому многие монологи можно переводить в текст и перечитывать.

Кроме того, "Интерстеллар" неплохо играет с жанрами. Семейная драма, приключения, детектив, фантастика, фильм-катастрофа, притча (есть и неплохие шутки, но до жанра комедии фильм сознательно не идёт). Здесь всего собрано понемногу. Вообще это свойственно для Нолана, работать в необычном жанре, превращая даже экранизации комиксов ("Тёмный рыцарь") в любопытное и жизненное повествование (в жизни, как известно, все жанры перемешаны) без карикатур.

Образы в фильме довольно обыденные. Сыграно крепко, но без изысков. Этим Кристофер Нолан, привыкший выдумывать и представлять на суд зрителя очень "вкусные" персонажи, удивил. Здесь даже главный герой, исполняемый отличным актёром, выглядит обычно (эта часть рецепта популярного блокбастера разочарует жаждущих увидеть гениальную игру МакКонахи). А второстепенные персонажи раскрыты так поверхностно (тот же сын главного героя и его история, которая настолько плохо передана зрителям, что её финальные, трагические аккорды, остаются неясны зрителю), что даже жаль некоторые интересные наброски на характеры.

Ещё один недостаток - много притянутостей за уши. При чём я не говорю здесь про вопли в стиле "так не бывает", которые будут тиражировать "учёные со стажем" в разных точках земли, но которые всё-таки не являются разумной претензией к фантастическому фильму (как нельзя воспринимать претензию к комедии в стиле "смешно тут, мало серьёзности"). В данном случае я говорю про чисто сценарные ходы (вроде выбора главного героя на роль пилота). В этом видится небрежность и спешка. Несмотря на свою длину, фильм частенько спешит. Где-то это оправданно, где-то неудобно напоминает зрителю, что он смотрит фильм, где много условностей, и тем самым безалаберно вытаскивает его из вселенной, созданной на экране.

В фильме много трагического. Это на секунду даже заставляет подумать о попытке спекулировать на чувствах зрителей, что Нолану обычно несвойственно даже в тех фильмах, где вроде бы сам Бог велел. Но со временем прходит понимание, что картина таким незамысловатым образом ещё раз подчёркивает, насколько великая цель важнее человеческих жизней и некоторой их суеты.

У Нолана, безусловно, получается очень мощное размышление о времени и пространстве. И поначалу кажется, что это и есть основная плоскость размышлений в фильме: время, пространство, жизнь человечества в этих разрезах и его стремление совершать великие дела. Но и здесь быстро находится двойное дно. Становится ясно, что тема любви между отцом и дочерью неслучайно выбрана в качестве центральной.

"Люди готовы жертвовать всем ради тех, кого любят." (с)

Осторожно, но, тем не менее, решительно фильм выводит мысль о том, что Любовь между близкими людьми важнее великой цели (хотя, казалось бы, что может быть важнее движения вперёд и развития). Ведь именно она чаще всего толкает нас совершать подвиги и достигать этих целей. Без неё нет ничего и всё развитие человечества теряет смысл. Она одна наполняет смыслом любую форму. И, если форма лишена такого содержания, то неизбежно оказывается пустышкой (как и выходит с одним из героев, изначально получившем в фильме очень много авансов и не лишённым великой мечты и великой цели).

В фильме очень неплохо поднята и извечная тема "трудно быть богом". Проблематика Бога в человеке и его комплексов протянута красной нитью почти через весь хронометраж.

"Убить в себе человечность, чтобы спасти человечество." (c)

К ним добавлены размышления о науке и её способности всему найти объяснения. Но и комплекс Бога, и логика науки наталкивается в фильме на то, что Нолан поставил во главу угла. Любовь.

Как бы ни было всё логично, правильно, справедливо, безупречно с точки зрения науки и здравого смысла, жизнь и судьбы людей не получаются счастливыми и радостными, не приходит "спасение" (не важно, абстрактное оно или вполне конкретное, как в фильме). А вот, когда появляется Любовь, которая не вписывается ни в какую логику и ни в какую науку, совершаются победы, на которые в своём сухом виде не способны ни логика, ни наука.

Именно поэтому "Интерстеллар" получается прежде всего о Любви, а уже потом о времени и пространстве. И то, и другое так же не имеет никакого значения, когда есть Любовь, которая легко преодолевает и годы, и расстояния.

Фильм даже делает робкую попытку привязать к этой всепобеждающей любви научные объяснения, но именно в этом месте, на мой взгляд, терпит крах, показывая своё самое слабое место.

Но, несмотря на это, фильм о человеческой Любви у Нолана получился. Безусловно, один из лучших из когда-либо снятых. В своих размышлениях о том, что делает людей людьми, он натыкается на самое простое и очевидное объяснение. Но делает это красиво, с размахом и множеством сопутствующих размышлений.

Спецэффектов в фильме маловато, но экшен, разбавляющий диалоги, присутствует в полной мере (особенно стыковка с вращением и побег от цунами) и он захватывает. Фильм делает всё то, что и должно делать кино. Вызывает целую гамму самых разных чувств (смех, слёзы, напряжение, страх). И земные истории, и происходящее в космосе находят у зрителя живой отклик. Прибавьте к этому хорошие (простые, но при этом с изюминкой) размышления о времени, любви, семье, человечестве, апокалипсисе, мечте и её достижении, а так же забавную сюжетную игру со временем и пространством (не без явных натяжек, но связи в фильме более чем интересные и сюжетные повороты способны удивлять зрителя) и вы получите отличное кино для массового (и это важно не забывать) зрителя по формуле Кристофера Нолана.

Фильм, если не использовать спойлеры, в своей концовке возвращается к тому, с чего начал (человечество, развиваясь, способно решить все божественные задачи), добавляя одну очень важную деталь, о которой люди частенько забывают. Поможет человечеству в этом Любовь. Когда заканчиваются силы, логика, вера и надежда, остаётся и спасает она одна, заставляя нас преодолевать всё и побеждать в самых сложных жизненных сражениях. Величайший божественный дар (который легко становится и проклятьем), который отличает нас от всего живого во вселенной.

И за эту важную мысль, о которой Кристофер Нолан в форме массового кино попытался напомнить человечеству, ему можно простить многое. И натяжки, и скомканную концовку, и множество условностей в размышлениях, и простоватую игру МакКонахи. Всё равно, со всеми недостатками, это пока лучшая кино-форма, в которой пытались подать эту важную мысль. Учитывая же своевременность этой мысли для нашего общества, фильм однозначно нужно смотреть, хотя и необязательно в кинотеатре.


  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments