fenix_xx (fenix_xx) wrote in bolshoe_kino,
fenix_xx
fenix_xx
bolshoe_kino

Интерселлар (Interstellar) - своевременный разговор о Любви.

Рецепт популярности нового блокбастера крайне прост. Один из лучших режиссёров современности Кристофер Нолан у руля картины и Мэттью МакКонахи, недавно вполне справедливо уделавший самого ДиКаприо в оскароносной гонке, в главной роли.

Рассказывать о фильмах Нолана обычно непросто. Всегда разрываешься между актёрской игрой, спецэффектами, самой историей и заложенным в неё смыслом, не зная, с чего начать. Но в данном случае всё вполне однозначно - История и Смысл превыше всего.

Фильм начинает с демонстрации постапокалиптической реальности, в которой всё вывернута наизнанку. Мир, где не нужны инженеры, а требуются только фермеры. Высокие технологии и стремление к звёздам поменяно на потребность в еде.

В других фильмах от апокалипсиса как раз спасают высокие технологии. Здесь же создатели проводят наш разум по иному пути. Люди приспосабливаются, отказываясь от надежды перебороть конец света. Каждодневные потребности заслонили мечты и великие свершения. Хотя человек, по сути, рождён для того, чтобы пройти путём Бога и решить все божественные задачи (вплоть до остановки конца света), в этом фильме люди в большинстве своём выбирают путь животных. Работа на земле и еда вместо высоких идей, ради которых можно пожертвовать всем вплоть до жизни, и их реализации.

"Раньше мы смотрели в небо и искали там, теперь смотрим под ноги и роемся в этой грязи" (с)

В результате у создателей получается интересный и крайне необычный подход к апокалипсису и его последствиям с учётом общества потребления, поставившего физиологические потребности выше мечты и веры в чудеса. Для мира, в котором мы живём сегодня, это актуально, потому что общество, которое нас окружает в большинстве своём встретит беду именно так, отказываясь от великого в пользу насущного.

Способность решать сверхзадачи в существенной степени утрачена (о чём я неоднократно писал) и даже к великим подвигам прошлого отношение у многих весьма скептическое. Сегодня на каждому углу вам, не стесняясь, расскажут, что надобно было не бороться и, превозмогая всё, побеждать, а сдаться на милость Гитлеру, чтобы теперь пить Баварское пиво и ездить по Автобанам.

Вот и в фильме люди забыли о том, что голод по новым великим свершениям страшнее обычного голода и в большинстве своём действуют полностью сообразно этому. За счёт этого и рождается первая важная мысль, заложенная в фильм.

За исключением некоторых шероховатостей в фильме отлично построены диалоги. Почти в каждом (как в собранных из коротких реплик, так и в длинных монологах) заложена любопытная, философская мысль, на которую многие либо уже неоднократно думали, либо хотели бы подумать. Создатели вообще, как видно, пытались очень много заложить в фильм и отчасти в этом преуспели, поэтому многие монологи можно переводить в текст и перечитывать.

Кроме того, "Интерстеллар" неплохо играет с жанрами. Семейная драма, приключения, детектив, фантастика, фильм-катастрофа, притча (есть и неплохие шутки, но до жанра комедии фильм сознательно не идёт). Здесь всего собрано понемногу. Вообще это свойственно для Нолана, работать в необычном жанре, превращая даже экранизации комиксов ("Тёмный рыцарь") в любопытное и жизненное повествование (в жизни, как известно, все жанры перемешаны) без карикатур.

Образы в фильме довольно обыденные. Сыграно крепко, но без изысков. Этим Кристофер Нолан, привыкший выдумывать и представлять на суд зрителя очень "вкусные" персонажи, удивил. Здесь даже главный герой, исполняемый отличным актёром, выглядит обычно (эта часть рецепта популярного блокбастера разочарует жаждущих увидеть гениальную игру МакКонахи). А второстепенные персонажи раскрыты так поверхностно (тот же сын главного героя и его история, которая настолько плохо передана зрителям, что её финальные, трагические аккорды, остаются неясны зрителю), что даже жаль некоторые интересные наброски на характеры.

Ещё один недостаток - много притянутостей за уши. При чём я не говорю здесь про вопли в стиле "так не бывает", которые будут тиражировать "учёные со стажем" в разных точках земли, но которые всё-таки не являются разумной претензией к фантастическому фильму (как нельзя воспринимать претензию к комедии в стиле "смешно тут, мало серьёзности"). В данном случае я говорю про чисто сценарные ходы (вроде выбора главного героя на роль пилота). В этом видится небрежность и спешка. Несмотря на свою длину, фильм частенько спешит. Где-то это оправданно, где-то неудобно напоминает зрителю, что он смотрит фильм, где много условностей, и тем самым безалаберно вытаскивает его из вселенной, созданной на экране.

В фильме много трагического. Это на секунду даже заставляет подумать о попытке спекулировать на чувствах зрителей, что Нолану обычно несвойственно даже в тех фильмах, где вроде бы сам Бог велел. Но со временем прходит понимание, что картина таким незамысловатым образом ещё раз подчёркивает, насколько великая цель важнее человеческих жизней и некоторой их суеты.

У Нолана, безусловно, получается очень мощное размышление о времени и пространстве. И поначалу кажется, что это и есть основная плоскость размышлений в фильме: время, пространство, жизнь человечества в этих разрезах и его стремление совершать великие дела. Но и здесь быстро находится двойное дно. Становится ясно, что тема любви между отцом и дочерью неслучайно выбрана в качестве центральной.

"Люди готовы жертвовать всем ради тех, кого любят." (с)

Осторожно, но, тем не менее, решительно фильм выводит мысль о том, что Любовь между близкими людьми важнее великой цели (хотя, казалось бы, что может быть важнее движения вперёд и развития). Ведь именно она чаще всего толкает нас совершать подвиги и достигать этих целей. Без неё нет ничего и всё развитие человечества теряет смысл. Она одна наполняет смыслом любую форму. И, если форма лишена такого содержания, то неизбежно оказывается пустышкой (как и выходит с одним из героев, изначально получившем в фильме очень много авансов и не лишённым великой мечты и великой цели).

В фильме очень неплохо поднята и извечная тема "трудно быть богом". Проблематика Бога в человеке и его комплексов протянута красной нитью почти через весь хронометраж.

"Убить в себе человечность, чтобы спасти человечество." (c)

К ним добавлены размышления о науке и её способности всему найти объяснения. Но и комплекс Бога, и логика науки наталкивается в фильме на то, что Нолан поставил во главу угла. Любовь.

Как бы ни было всё логично, правильно, справедливо, безупречно с точки зрения науки и здравого смысла, жизнь и судьбы людей не получаются счастливыми и радостными, не приходит "спасение" (не важно, абстрактное оно или вполне конкретное, как в фильме). А вот, когда появляется Любовь, которая не вписывается ни в какую логику и ни в какую науку, совершаются победы, на которые в своём сухом виде не способны ни логика, ни наука.

Именно поэтому "Интерстеллар" получается прежде всего о Любви, а уже потом о времени и пространстве. И то, и другое так же не имеет никакого значения, когда есть Любовь, которая легко преодолевает и годы, и расстояния.

Фильм даже делает робкую попытку привязать к этой всепобеждающей любви научные объяснения, но именно в этом месте, на мой взгляд, терпит крах, показывая своё самое слабое место.

Но, несмотря на это, фильм о человеческой Любви у Нолана получился. Безусловно, один из лучших из когда-либо снятых. В своих размышлениях о том, что делает людей людьми, он натыкается на самое простое и очевидное объяснение. Но делает это красиво, с размахом и множеством сопутствующих размышлений.

Спецэффектов в фильме маловато, но экшен, разбавляющий диалоги, присутствует в полной мере (особенно стыковка с вращением и побег от цунами) и он захватывает. Фильм делает всё то, что и должно делать кино. Вызывает целую гамму самых разных чувств (смех, слёзы, напряжение, страх). И земные истории, и происходящее в космосе находят у зрителя живой отклик. Прибавьте к этому хорошие (простые, но при этом с изюминкой) размышления о времени, любви, семье, человечестве, апокалипсисе, мечте и её достижении, а так же забавную сюжетную игру со временем и пространством (не без явных натяжек, но связи в фильме более чем интересные и сюжетные повороты способны удивлять зрителя) и вы получите отличное кино для массового (и это важно не забывать) зрителя по формуле Кристофера Нолана.

Фильм, если не использовать спойлеры, в своей концовке возвращается к тому, с чего начал (человечество, развиваясь, способно решить все божественные задачи), добавляя одну очень важную деталь, о которой люди частенько забывают. Поможет человечеству в этом Любовь. Когда заканчиваются силы, логика, вера и надежда, остаётся и спасает она одна, заставляя нас преодолевать всё и побеждать в самых сложных жизненных сражениях. Величайший божественный дар (который легко становится и проклятьем), который отличает нас от всего живого во вселенной.

И за эту важную мысль, о которой Кристофер Нолан в форме массового кино попытался напомнить человечеству, ему можно простить многое. И натяжки, и скомканную концовку, и множество условностей в размышлениях, и простоватую игру МакКонахи. Всё равно, со всеми недостатками, это пока лучшая кино-форма, в которой пытались подать эту важную мысль. Учитывая же своевременность этой мысли для нашего общества, фильм однозначно нужно смотреть, хотя и необязательно в кинотеатре.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments