makekaresus (makekaresus) wrote in bolshoe_kino,
makekaresus
makekaresus
bolshoe_kino

жизнь Адель

Чем отличен киношедевр «Жизнь Адель» от остальных сереньких байопиков (и тем более гей-эпиков), так это чрезвычайной многомерностью повествования, отраженного в ритмизованной и не скоротечной визуализации. В клишированную оболочку «истории любви» режиссер включил множество социальных коннотаций (семиотическая интенсификация) и крайне сексуализирует эту эклектичную наррацию. Довольно простецкий, но весьма популярной, комикс о жизненных перипетиях накрашенной лесбиянки у А. Кешиша на пару часов преображается как визуально, так и содержательно.

Эмигрантский маэстро в своем кинонарративе высокохудожественно воплотил среднестатистическое суждение общества относительно ЛГБТ-феномена; здесь проглядывается типичный взгляд гетеросексуала. Поэтому совсем ни странно, что фильм был принят фестивалями, его ждал широкомасштабный прокат, но он был далеко не единогласно одобрен гей-сообществом. Такие «вечные» проблемы как неразделенность любви и классовые расхождения были представлены в гей-антураже; самые прозорливые лгбт-аналитики заметили такую инструментальную роль «радужных» в повествовании. В фильме у геев отобрана социальная виктимность; не секрет, что в Западной Европе они являются полузакрытой социальной группой, граничащей (и пересекающейся) с богемными и маргинальными социальными кругами. Они уже не жертвы социального принуждения, но субкультура со специфическими чертами, собственной социальной идентичностью. Единственный конфликт (Адель и подруги), возникший именно на почве сексуальной тождественности, связан исключительно с незнанием главной героиней этих неписанных социальных правил (допустим, геи и их среда обитания). То есть классическая социальная проблематика о неравноправии сексуальных меньшинств здесь нивелирована, что, конечно, ни могло ни расстроить «традиционных» гей-активистов.

Пред нами предстает высококлассная «попсовая» драма глазами чересчур гетеросексуального художника, несмотря на все безапелляционные упреки жеманных моралистов. Хотя и правы были критики сексуальных сцен, но совершенно с иной точки зрения: страшненькая «лесба», автор оригинального комикса, осудила визуализацию коитуса, ведь «лесбиянки не занимаются так сексом», - это чрезвычайно гетеросексуальный подход к делу, вроде «девчата, поласкайте друг друга, чтобы мне возбудиться». Наконец, появился художественно вменяемый человек, реализовавший старую гетеросексуальную мечту о горячем лесбийском сексе без скатывания в порнографический примитивизм. Вы давно не мастурбировали на артхаусном фильме? Тогда «Жизнь Адель» для вас. Таким образом, это – пристальный взгляд типичного гетеросексуала. А. Кешиш вновь вернул в обращение ветхую диалектическую проблему о границе эротики и порнографии, казалось бы решенную постсовременными философами (Эко, Бодрийяр, Жижек).

На протяжении всего фильма режиссер буквально выжимает наслаждение из крупных планов лица Адели. Как ни странно, за всем многообразием социальных и сексуальных слоев прячется единственный внятный референт: сопли и слезы, детские щеки и губы Адель. Вот о чем фильм! Создается впечатление, что все социальные и любовные перипетии имеют глубоко инструментальное значение: вызывать на милом, по-детски припухлом личике чудеса мокрых эмоций. «Жизнь Адель» в действительности оказалась «Жизнью лица Адель»; так, режиссер в центре событий соорудил остаточный объект (принцип дополнительного удовольствия), создав выигрышное визуальное решение. Жизнь лица! На место как бы фундаментальных этических игр и вопросов выдвинут вперед эстетический предмет. В этом смысле многочисленные гей-поделки («Харви Милк», «Обыкновенное сердце» и пр.) на голову проигрывают, оказываясь стандартными повествованиями, идеологически (а поэтому и антихудожественно) прославляющими несуществующие ценности гей-культуры (как вы знаете, общей гей-культуры Пруста-Чайковского-Теннисона-… не существует, это – идеологическая фикция, намного большая чем общее сознание пролетариата). Так самый лучший гейский фильм является насквозь гетеросексуальным, потому что избежал типичного идеологического морализаторства. В наш информационный век эстетизация является более мощным оружием, чем интерпелляция.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments