makekaresus (makekaresus) wrote in bolshoe_kino,
makekaresus
makekaresus
bolshoe_kino

комикс про Ноя

Даже выбросив на периферию интеллекталистский снобизм, можно смело констатировать, что нынешний Голливуд в лице своих передовых «осмысленных» блокбастеров превратился по известной марксистской закономерности в кинематографический фарс, в сценарную и визуальную пародию на самих себя. Именно на основании таких фильмов, как «Ной» Даррена Аронофски, можно говорить о трансформации классического Голливуда в дорогостоящий и напыщенный Болливуд (без учета танцев). В этой кинокартине первичная библейская наррация была гипертрофировано извращена и эклектично перенасыщена. Вместо внятной поучительной легенды мы получили какую синкретическую констелляцию событий, характеров, персонажей, конфликтов; собственно, от исходного нарратива нам достались только библейские имена, «каждой твари по паре» (исключительно компьютерные, кстати) и сам факт потопа. Из простой истории-катастрофы о вселенской каре Яхве по причине нравственного разложения человечества бойкие голливудские сценаристы создали чудовищно (с точки зрения масштабов) идеологизированное повествование, заигрывающее с экофашистскими, феминистскими, мультикультуралистскими словесными гаджетами. Одареннейший иудейский режиссер буквально растоптал свой родную традицию ради того, чтобы создать очередной апокалиптический блокбастер, еврейскую кино-катастрофу, качественный иудеохристианский аналог «Перси Джексона» (но с более серьезным смысловым подтекстом).

На деле Аронофски создал типичный, созданный по отработанным индустриальным лекалам, мейнстрим-блокбастер для широкой аудитории (детям – каменные трансформеры, то бишь библейские великаны, масштабная баталия а-ля «властелин колец», и в придачу Гермиону с Перси-мать-его-Джексоном; взрослым – сложносочиненная драматургическая коллизия, психологизм взаимоотношений Ноя с семьей и враждующим окружением). И о чем только думал автор «Реквиема…» и «Пи»? Ответ простой. Библейская история была цинично переосмыслена голливудской фабричной бригадой под запросы фокус-групп, господствующую американизованную политкорректность и прочий мультикультурализм. Поэтому это визуальное месиво даже «по мотивам» вряд ли можно называть. Хотя вроде бы «Ное» совмещен ряд разновременных библейских дилемм: будущее потомства Авраама (бесплодие Сарры), разложение гордой Вавилонской цивилизации, творение и грехопадение человечества и пр. Все эти образы причудливым образом наложены или включены в исторической контекст событий Потопа. С этим можно было смириться и простить это режиссеру ввиду крайне малых самого библейского первоисточника, но…

Каждая библейская идея до неузнаваемости реконструирована; эдакий случай ремесленнической деконструкции. Ной из самого плоскостного и прямолинейного моралиста стал одиноким человеком-конфликтом с болезненным чувством вины и замашками детоубийцы. Действительно, какая аудитория будет с интересом смотреть на исполнительного праведника, заключившего Завет с Создателем о продолжении человеческого рода? Здесь отсутствуют типичные постсовременные драматургические коллизии, поэтому надо приправить персону праведника болезненным психологизмом, а мотивировку ограничить «пета»-идеологией, экофашистскими коннотациями о невинных животных и чистой природе, не связанной человеческим бременем. Кстати, показательно, что типично библейскую идею о кардинальной отличимости и особом значения человека по сравнению с животным миром (тезис, противоположный нынешнему воинственному экологизму) как раз выражает не Ной, а главный злодей Тувал-Каин. В конечном счете, мы сталкиваемся с классической эдипизацией повествования, когда герой заключается в клеть непримиримых противоречий, из которой уже не в силах выкарабкаться без помощи «deus ex mashina».

В библейском первоисточнике греховный человеческий род, наказанный за многобожие, сексуальные извращения и социальную несправедливость, вдруг оказывается повинным в извращенном каннибализме и тяжких убийствах (конечно, среднестатистический американец только за подобные правонарушения готов отправить преступника на электрический стул). Кстати, в фильме сама человеческая цивилизация, вне зависимости от грядущего Потопа и крушащих трансформеров, находится в предапокалиптическом обмороке перенаселения, уничтожения ресурсов, - более всего тут отражаются галлюцинации современного обывателя, страшащегося потенциальных угроз от самопожирающего капитализма. Как понимаете, здесь и близко не отражена позиция жесткого библейского моралиста, - того этического монотеиста, пекущегося о чистоте веры и дел.

Тоже касается семейной проблематики, затронутой в «Ное»… Какая-то пустопорожняя дичь, где самым здравомыслящим оказывается «гермиона» и в финале устраивает назидательную порку старику-герою, - некое первертивное секулярное мракобесие, где дж. роулинг учит библейского мудреца-писателя как надо было правильно и «профессионально» закончить книгу Иова…

…Из достоинств фильма без сомнений нужно признать режиссерский почерк Аронофски с его эффектными монтажными экскурсами (высокохудожественные нарезки сотворения мира и грехопадения можно использовать как в консервативных кирхах, так и на атеистических светских кафедрах: стоит констатировать предельно широкий спектр использования этих визуальных картин), - это главная эстетская фишка еврейского визуализатора (помните гениальное комбо-«ширялово» в «Реквиеме по мечте» - вероятно, видео-символ наркомании как культурологического феномена).

Так что диагноз «Ноя» не утешителен – псевдобиблейский «перси джексон» с каменными трансформерами, масс-культовым Достоевским (слезы ребенка или план Божий), бредовым кастингом (Кроу пришлось вытягивать на себе всех этих молоденьких недоделков, - вероятно, карма за десятки оскорбленных консьержей и официантов) и визуальными зарисовками в стиле научно-популярных ТВ-каналов.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments